Образы и значение иконы Божией Матери «Взыскание Погибших»

 

18 февраля по новому и 5 февраля по старому стилю православный мир отмечает день почитания одной из самых загадочных христианских святынь, коей, вне всякого сомнения, является икона Божией Матери «Взыскание Погибших».

Богородица, изображенная на иконописном полотне, держит на руках младенца Иисуса Христа. Голова Девы Марии покрыта неким подобием платка, из-под которого выбиваются волосы. Святая Дева склоняет голову к младенцу, который обнимает ее. Над головой ее сияет нимб. Обрамление иконы может быть разным, оно зависит от времени написания и значения, которое она представляет для верующего.

Первое упоминание об иконе с таким названием относится к VI веку нашей эры. Феофил, житель города Адана (Малая Азия), был иноком в одном из монастырей. Юноша не пользовался любовью у собратьев. Однажды, сочтя такое отношение к себе проявлением невнимательности со стороны Бога, Феофил поклялся отдать свою душу дьяволу. Он удалился из монастыря и жил во грехе, но спустя некоторое время, погибающий, раскаялся и попросил Деву Марию выступить в качестве его заступницы. Богородица сжалилась над раскаявшимся грешником и сумела избавить его от последствий сделки с дьяволом.

старинная икона

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших»

Днем и ночью вымаливая прощение у Девы, Феофил называл ее «Взыскание Погибших», подразумевая под словом «взыскание» не что иное, как «прощение», которое святая дарует всем нуждающимся.

Древние и современные образы

В православии известно немало святых образов и списков с них, подобно именующихся. Некоторые из них известны более, другие менее остальных, но все известные современным верующим образы наделены огромной чудодейственной силой. Существование такой силы, исходящей от святого лика, подтверждается в том числе и многочисленными православными документами, свидетельствами людей, бывших очевидцами тех событий.

Саратовская (Московская) икона

Впервые о чудотворных свойствах иконы заговорили в 1666 году. Кадышев — воевода Саратова, будучи раненным в пылу битвы, уже приготовился к скорой кончине, как перед его глазами возник образ Богоматери, изображенный на иконе. Воин немедленно исцелился, сумел продолжить сражение и остаться в живых. Несколько позже он узнал, что явилась ему икона «Взыскание Погибших», написанная рукой итальянского мастера в 1548 году.

По прошествии 200 лет дальняя родственница спасенного воеводы основала в Поволжье женский монастырь, главной святыней которого и стал чудодейственный образ. Со временем вокруг иконы скопилось немало легенд, многие из которых были подтверждены. Так, святой лик исцелил наследника могущественного и древнего рода Шереметьевых. Благодарный граф велел отлить для иконы золотой киот и украсить его камнями. Благодаря стараниям верующих чудесный лик сохранился и ныне пребывает в Москве в храме «Воскресение Словущего».

Существует и иная версия появления в московском храме иконописного лика. По преданию, потомков древнего дворянского рода стали преследовать несчастья. Ежегодно кто-либо из семьи умирал либо терял накопленные богатства. Глава семейства провел не одну неделю перед иконой, умоляя Деву Марию о заступничестве. В итоге мольба его была услышана, и несчастья отступили. Не зная, как отплатить за заступничество, спасенный пожертвовал икону храму Рождества Христова в Палашах.

В 1812 году французские войска опустошили храм, разрубив икону на несколько частей. К счастью, столь богохульное дело не навредило лику, икона все так же исцеляла больных и придавала силы павшим духом. После войны храм восстановили и икону вернули на законное место, где она пробыла вплоть до 1934 года. Именно в этом году вышел указ о закрытии храма и передаче его имущества в другие обители.

Руководство приняло решение переместить икону в Пименовскую церковь, но лошади, которые должны были тащить телегу с церковным добром, не сдвинулись с места. Никакая сила не могла заставить животных следовать по выбранному маршруту. Увидев это, верующие решили, что сама Богородица не желает пребывать в указанном храме, потому было решено переместить лик в Воскресную церковь на Малой Бронной. После ее уничтожения икона была передана храму «Воскресение Словущего».

Борская икона

Не менее впечатляющими свойствами обладала Борская икона Девы Марии. По преданию, первый список иконы был написан по заказу Федота Обухова иконописцем Гуровым. Обухов был обычным крестьянином, жителем села Бор. Однажды ему нужно было отправиться по делам в соседнее село. Была зима, лошадь заплутала в лесу, и Федот понимал, что вскоре погибнет от холода. Он лег в телегу и стал молиться Деве Марии.

Вскоре его лошадь добралась до крестьянской усадьбы, хозяин которой проснулся от внезапно возникшего у него в голове голоса, приказавшего выйти во двор. В благодарность за свое спасение Федот обещал заказать икону Богородицы «Взыскание Погибших» и поместить ее в местной церкви.

Оправившись от пережитого, Федот отправился к одному из лучших иконописцев в округе, но тот запросил за написание образа чрезмерно высокую плату и Обухову пришлось уйти ни с чем. Но как только проситель вышел за порог, случилось непредвиденное: художник ослеп. Зрение вернулось к нему только после того, как он согласился написать лик Девы Марии за ту плату, которую мог предложить Федот.

После того как чудодейственный образ был написан, вокруг него стали происходить необыкновенные вещи. Ежедневно небольшой храм посещали сотни верующих, молящихся об исцелении. Через некоторое время на собранные пожертвования удалось воздвигнуть новый, более просторный храм.

В 1871 году в расположенном вблизи села городе Серпухове началась холера. Священнослужители взяли икону и обнесли ее крестным ходом вокруг города, после чего болезнь отступила. Начиная с 1892 года крестные ходы стали традиционными и были прерваны лишь после установления Советской власти.

Примерно в этот же период произошло еще одно чудо: немой мальчик, к тому же утративший способность ходить, прикоснулся к иконе, после чего встал и заговорил.

Смена режима привела к закрытию многих храмов и передаче хранящихся в них святынь в ведение музеев. Чудотворный образ был утрачен, но не навсегда. В 1985 году храм Воскресения Христова, расположенный в Тарусском районе, получил в дар список Борской иконы. В 1996 году один из списков вернулся и в Серпухов. Его поместили в Ильинский храм, а в 1997 году передали Высоцкому монастырю.

Мариенбургский список самарской иконы

На протяжении многих лет в Мариенбурге в церкви Покрова Божией Матери хранится список самарской иконы «Взыскание Погибших». Иконописный образ был создан в 1888 году и находился долгое время в Раковском женском монастыре. В ходе революционных событий икона была утрачена и обнаружена в конце 50-х годов прошлого века в ходе ремонтных работ местного моста. Революционные деятели не придумали ничего лучше, как использовать доску, на которой была изображена святая, в качестве настила моста. В 1994 году Мариенбургская икона Девы Марии начала мироточить.

Иконописные списки имеются во многих православных храмах России. Особо почитаемыми образами считаются иконы, хранящиеся в Свято-Успенском мужском монастыре, расположенном в Тульской области. Список иконы «Взыскание Погибших» был передан обители храмом Успения Божией Матери села Себино.

Известен православному миру также и святой образ, хранящийся в Раковском монастыре. Икона написана в темных тонах, но временами в ней возникает внутренний свет, что заставляет думать о божественном послании, сулящем грядущие радостные события. Иногда на лицах Богоматери и маленького Иисуса появляются капли миро. Подобные случаи неоднократно происходили в 1895 году, о чем сохранилось немало записей в церковных книгах.

Что изображено?

Икона «Взыскание Погибших» имеет множество списков, но на каждом из них Богоматерь изображена в сидячем положении. На коленях ее стоит младенец Иисус, руки которого обнимают шею Богородицы, а голова касается ее головы. Дева Мария обнимает младенца. Голова ее покрыта платком. Существуют также варианты, на которых можно лицезреть божественный образ с непокрытой головой.

Дева Мария может быть изображена как исключительно с младенцем, так и в окружении святых, выступающих в этом случае в качестве фона. Кроме того, на заднем плане иногда может быть изображено открытое окно.

Размеры иконы также могут отличаться. Так, Борская икона была по-настоящему громадной. Ширина ее достигала 1,25 метра, а высота — 2 метров. Федот Обухов принес этот образ в храм единолично, решив подобным поступком выказать еще большую благодарность за оказанную ему милость.

Значение иконы

За защитой к Богородице, изображенной на иконе, обращаются больные тяжелыми смертельными заболеваниями люди. У иконы находят умиротворение и покой раскаявшиеся верующие, некогда отказавшиеся от Бога, но решившие вернуться в лоно Святой Православной Церкви. Молитва у иконы защищает от лихорадки, болезней глаз, головной боли.

В самые тяжелые военные годы именно икона «Взыскание Погибших» придавала воинам смелости и вселяла в них непоколебимую веру в праведность выбранного ими пути.

Стоит отметить, что иконописный лик нисколько не утратил своей значимости и в наши дни. Так, в 2007 году союз ветеранов Афганской войны Харькова предложил увековечить память 19-летнего героя Евгения Радионова, погибшего за веру в плену, открыв в его честь небольшую часовню. Главной святыней храма и стал божественный лик.

Рекомендуем другие статьи