Свойства и особенности применения жидкого золота

Жидкое золото — препарат для создания росписей, рисунков, оттисков штампов на изделиях из фаянса, стекла и фарфора. В прямом смысле слова золотом этот препарат не является, называется он так в силу включения золотосодержащего металла в его состав, а также характерного оттенка.

 

золото в жидком виде

Жидкое золото для художественной росписи

Первые изделия, декорированные золотой росписью, относятся к XVIII–XIX столетиям. Это кузнецовские фарфоровые тарелки, батенинские приборы, мейсенский и севрский фарфор. Владельцы именно этих мануфактур первыми решились предложить клиентам не простую расписанную посуду, а приборы для принятия пищи, достойные королевских персон. Новый способ декорирования посуды и других изделий из фаянса и фарфора приобрел популярность и не исчез даже после революции и смены власти. Существующие ранее способы обработки поверхности жидким металлом претерпели некоторое изменение, но традиции все же были сохранены.

Описание препарата

Золото в жидком виде является смесью органики и металла. Содержание в такой смеси примесей благородного металла зависит от ее назначения. Обычно используются 4 %, 10 % и 12 % смеси. Содержание в них золота соответствует количеству процентов. Степень концентрации золота воздействует на получившийся после обработки поверхности оттенок. В жидком виде золото темно-коричневое, после термальной обработки приобретает красивый металлический оттенок.

Для создания глянцевого эффекта берется слой препарата толщиной 0,1 микрона. Такого эффекта не удается достичь смешением обычных красок из ненатуральных продуктов. Получившийся при помощи вещества рисунок не нуждается в обработке, полировке, покрытии лаком. Состав покрытия держится в секрете.

Особые свойства препарата позволяют сохранить эстетическую красоту изделия на протяжении нескольких десятков лет. Тарелки, чашки и стаканы, созданные более 50 лет назад, и в наши дни не утратили своей красоты. Правильным образом нанесенная и обожженная роспись не стирается. Рисунок исчезает вместе с порчей изделия.

Особенности применения

Металлосодержащий препарат используют для украшения столовой посуды, в сувенирном производстве, при создании необычных картин. Применение жидкого золота невозможно без предварительной подготовки:

  • поверхность, на которую планируется наносить рисунок, очищается и обезжиривается с помощью растворителя;
  • для работы потребуется набор из нескольких тонких кистей;
  • кисть обмакивают в золото и создают роспись;
  • после завершения процесса, расписанный предмет просыхает при комнатной температуре в течение одного часа.

После застывания жидкого золота изделие кладется в печь для обжига на 45–50 минут.

Температурный режим обжига

Температура воздуха в печи колеблется между 550–840 градусами Цельсия (выбор температурного режима зависит от материала, из которого изготовлена обжигаемая поверхность).

Столовые приборы и сувениры из фарфора обжигаются при температуре 790–810 градусов Цельсия. В печи они находятся не более 20 минут. Этого времени достаточно для приобретения рисунком прочности и соответствующего цвета.

Изделия из фаянса обжигаются при температуре от 775 градусов. Столовые приборы, изготовленные из стекла, помещаются в печь, разогретую до температуры в 580 градусов Цельсия. Хрусталь находится в печи, разогретой не более чем до 550 градусов Цельсия. Для обжига предметов из стекла температуру печи не поднимают выше 500 градусов Цельсия.

Предметы, на которые был нанесен слой препарата, обжигаются отдельно от вещей с нанесенными на них красками. Испарения органических красок отрицательным образом сказываются на качестве золотого слоя. Рисунок может покоробиться и стереться со временем, чего допускать ни в коем случае не стоит. Особое внимание при обжиге уделяется вентиляции помещения. Недостаток кислорода после обжига также может сказаться на качестве изделия, сделав рисунок нечетким.

Правильно произведенный обжиг позволяет достичь появления на поверхности подвергнутого ему предмета рисунка, в полной мере соответствующего цвету настоящего золота. Стоимость изделия, обработанного таким способом, заметно повышается. Но никакая цена не способна сравниться с его качеством и красотой. Некоторые предметы превращаются в настоящие произведения искусства. Спрос на них остается неизменным на протяжении многих десятилетий.

Рекомендуем другие статьи