Огранка алмаза — важная часть работы ювелира. Именно от этого процесса зависит красота будущего бриллианта, поскольку камень в природе выглядит не так ярко, как после обработки. Алмазы в себе содержат примеси, а также не все найденные камни поддаются огранке и подпадают под категорию ювелирных.
История возникновения огранки
Огранкой драгоценностей заниматься начали относительно недавно. В древние времена считалось, что для сохранения магических свойств камня требуется сохранить его первозданный вид. А вот первые попытки придать минералу красивую форму предприняли в XIV веке в Европе. Ювелиры заметили, что если выровнять поверхности камня, то можно получить более яркое свечение и лучшую прозрачность.
Первые минералы называли острыми камнями, поскольку они имели заостренные вершины, а по форме напоминали октаэдры. Приближенная к настоящей обработка появилась в XVI веке и называлась Table Stone, или Table Cat, то есть огранка площадкой. Способ возник одновременно с обдиркой и шлифовкой алмаза. Со временем эта методика видоизменялась и совершенствовалась, уже начали считать, что такая обработка усиливает не только яркость свечения камня, но и его магию. Большинство камней было переогранено. Одним из первых усовершенствований обработки стало появление четырех дополнительных граней низа и верха.
Форма огранки также стала усложняться. Постепенно камень превращался в круг после обработки. Такой способ назвали «простой круглой огранкой», или «неполной круглой огранкой». И к концу XVII века такие формы огранки, как островершинная и площадкой, уже не применялись.
Была в свое время популярна и огранка розой, камни получили широкое распространение, особенно в таких городах, как Антверпен и Амстердам. Популярность методики достигла пика в XV столетии. А в XIX веке даже появился способ, называемый двойной розой. Таким методом были огранены бриллианты «Флоренция» и «Санси». Форма была интересной, поэтому огранка продолжала совершенствоваться, увеличивалось количество граней.
Интересным методом огранки был способ «Мазарини». В этой методике было увеличенное количество граней, что придавало сложность обработке. Такие бриллианты могли позволить себе только богачи, а выполнялась работа профессиональными, опытными ювелирами. Используя такие огранки, мастера все лучше понимали, что нужно для идеальной игры света и приближались к сегодняшнему классическому способу обработки.
Интерес к огранке и работе с бриллиантами то возрастал, то шел на спад. Но после открытия бразильских месторождений появилась очередная бразильская методика обработки. Ювелиры несколько раз переограняли уже существующие бриллианты, чтоб следовать за веяниями моды, пока в середине XIX века не появилась современная методика огранки. Она также прижилась не сразу из-за больших потерь сырья во время процесса и маленьких размеров обработанных камней. Но именно этот способ смог раскрыть полностью красоту бриллиантов.
Современная обработка
Огранка — это та часть процесса обработки бриллианта, которая придает привычный внешний вид камню. До огранки бриллиант может показаться не настолько ярким и красивым. Поэтому процессом должен руководить опытный ювелир, чтоб подчеркнуть все достоинства камня и скрыть его недостатки. В результате учитывается:
- симметричность граней;
- размер граней и их расположение;
- полировка камня.
Эти критерии влияют на стоимость минерала. Если говорить о разнице в цене между двумя способами огранки бриллиантов одинаковых по оттенку и весу, то она доходит до 30 %.
Чаще всего при обработке алмазов используется коммерческая огранка. Существует также и фантазийная методика, в результате которой камни приобретают необычную форму, но она сложнее и дороже. А в обычной коммерческой методике также есть свои подвиды, влияющие на стоимость.
Существуют типы огранки «А», «Б» и «В». Они отличаются между собой потерями сырья и внешним видом бриллианта в итоге. Камень с огранкой «А» имеет идеальные пропорции, при этом потери на производстве большие. А вот огранки «Б» и «В» допускают неточности в пропорциях, поэтому камень получается растянутым по длине или высоте. Соответственно, он не так сияет и играет на свету. Но заметить такие неровности может только ювелир, а в украшении бриллиант будет смотреться также красиво.
У каждого камня должен быть свой документ, то есть сертификат, в котором значится тип огранки камня. Если это тип «А», характеристики должны быть такими:
Размер площадки относительно диаметра, % | 55–63 |
Высота бриллианта относительно диаметра, % | 57–63 |
Высота рундиста относительно диаметра, % | 1–2,5 |
Если вы приобрели камень на территории России, то есть шанс того, что огранка алмазов будет более качественная, чем у минералов за границей. Поскольку в каждой стране есть свои стандарты, и у РФ они более строгие.
Современный способ огранки придумал и воплотил в жизнь Марсель Толковски. Первый экземпляр появился в 1919 году. Суть огранки заключается в том, что свет попадает через верхнюю площадку камня и отражается от нижних граней. При отражении лучи белого света соединяются и превращаются в радугу. Поэтому сейчас способ признан классическим и имеет определенные параметры. Среди известных и используемых способов на сегодня применяются следующие:
- Толковски.
- Джонсона и Рёча.
- Эпплера.
- Скандинавская бриллиантовая огранка.
Камень зачастую имеет 57 граней и условно разделяется на такие части:
- корона с площадкой;
- рундист;
- павильон.
Методы и формы огранки
Ко всем частям есть строгие требования по размерам, углам наклона. Поэтому процесс сложен для новичков в огранке. А к неклассическим разновидностям огранки алмазов относятся:
- Ступенчатая обработка. Чаще всего методика используется на камнях квадратной формы. Грани камня делаются в виде трапеции или прямоугольника, они располагаются параллельно рундисту. Такая методика подчеркивает оттенок камня, прозрачность и чистоту.
- Видоизмененная алмазная огранка. Это максимально фантазийный способ, который полностью зависит от умений ювелира.
- Смешанная форма огранки. Этот способ объединяет и игру света камня, и экономность в обработке. Поэтому методика востребованная, несмотря на то, что появилась еще в шестидесятых годах прошлого века.
Среди разнообразия форм камней существуют такие варианты:
- Минералы круглой формы. Это классические камни, которые мы привыкли видеть. Способ актуальный, поскольку полностью раскрывает свойства алмаза, наполняется светом и в результате выдает радугу. Но единственным недостатком являются потери сырья во время обработки. Это значительно повышает стоимость минерала.
- Бриллиант «Принцесса» в форме прямоугольника. Камень второй по популярности после классического бриллианта. Форма напоминает перевернутую пирамиду. Весь свет сосредоточен в павильоне, что делает драгоценность не столько сияющей, сколько притягательной и завораживающей. Такая огранка позволяет насладиться чистотой минерала и его оттенком. Потери на производстве меньше, чем у классической формы.
- Челновидная форма достигается с помощью обработки «Маркиз». Старое название формы бриллианта «Navette», что в переводе означает «маленькая лодочка». Инициатором переименования формы стал король Людовик XV, который захотел подарить Маркизе де Помпадур камень, напоминающий ее улыбку. Сейчас изготавливают удлиненную форму «Маркиз», красиво смотрится камень в обрамлении мелких кристаллов.
- Грушевидный камень. Это комбинация форм «Маркиз» и круглого бриллианта, напоминающая каплю или грушу.
- Сердцевидная форма. Сложная форма для огранщиков, которая может скрыть дефекты и недостатки камня. Она очень романтична и замечательно подходит в изделиях, предназначенных для подарка.
- Овальная форма минерала. Считается традиционной, хотя возникла всего 50 лет назад. Форма кажется более крупной, даже при одинаковом весе с другими бриллиантами.
- Восьмиугольные формы «Изумруд» и «Радиант». Камни, которые играют на свету не так сильно, как классика, но вспышки света получаются насыщеннее. Чтоб огранить камень в восьмиугольную форму, нужны хорошие характеристики чистоты и оттенка. Поэтому такие бриллианты дорогие. После обработки улучшается такое качество, как цвет минерала.
- Треугольный камень, или триллиант. Одна из современных и эксцентричных огранок.
Поиск идеальной формулы огранки продолжается до сих пор. Ювелиры экспериментируют, внедряют новые тенденции в моду и используют современные точные технологии.