История происхождения куфического дирхема и его значение

Арабские страны создавали Халифат на своих территориях практически одновременно с появлением ислама. Через короткий отрезок времени влияние Халифата распространилось на территории современной Сирии, Ирана, Индии, Египта и даже задело часть территории Казахстана. На таких огромных просторах вести экономику было довольно сложно, а чтобы как-то ее упорядочить, у Халифата начали зарождаться первые собственные деньги — куфический дирхем.

дирхем куфический

Куфический дирхем

История возникновения монеты

Изначально в Халифате использовались те деньги, которые остались от Ирана — серебряные драхмы — и монеты от Византии. Первое появление новой арабской монеты связывают с периодом правления халифа Абд ал-Малика. Он вчитывался в надписи на своей одежде и прочел там фразу «Во имя отца, сына и святого духа, бога единого». После того как он понял смысл надписи, на которую не обращал до этого внимания, он разозлился и приказал заменить все слова, написанные в залах дворцов и на одеждах богачей. Там появилась такая фраза «Нет бога, кроме Аллаха единого, нет ему сотоварища».

Об этом узнал Византийский император, который был христианином, и сказал, что если такое повторится, то на монетах империи будут чеканить мусульманских пророков в неприглядном положении. Побоявшись этого, халиф приказал начать чеканку собственных монет — динаров. И вот первые динары были отчеканены в 625 году в Дамаске. Эти монеты приняли за основу, и они сохранялись на протяжении нескольких столетий.

Отличительная черта арабских дирхемов заключается в том, что на них нет никаких изображений, только цитаты из Корана. Легенды и надписи на деньгах были выполнены шрифтом куфи, поэтому у монет такое название. Кроме того, на каждой печатались разные легенды из Корана и монеты выпускали отдельным тиражом. На динарах указывалась дата выпуска, а на дирхемах еще и город, в котором была отчеканена монета.

Со временем куфические дирхемы стали содержать и фразы, в которых упоминалось имя правящего халифа, а также эмира — правителя области изготовления монеты. Поэтому археологи и историки по поздним дирхемам ориентируются на этапы истории развития Халифата.

Для выпуска арабских монет использовали:

  • Золото, тогда монеты называли динарами.
  • Серебро. Такие деньги назывались дирхемами.
  • Медь, монеты назывались «фельсы», или «фулусы», они были аналогами византийского фоллиса. Это единственные деньги, на которых допускалось присутствие животных, птиц, узоров на аверсе или реверсе. Но со временем они приобрели традиционный вид без рисунков.

Чеканка монет проводилась исключительно на территории Халифата. Для этого велась разработка месторождений золота и серебра. Поскольку территория государства позволяла найти любой драгметалл в разных местах. Таким образом, месторождения серебра в Средней Азии давали около 600 тысяч дирхемов в год.

дирхем куфический

Серебряный дирхем

На территории России во время раскопок находили килограммами дирхемы Халифата. Все объяснялось тем, что чеканка арабских монет была достаточно строгой. Вес монеты, а также содержание 97-98 % серебра сделало ее популярной денежной единицей. Она привлекала не только своим составом, но и надежностью. Поскольку все остальные монеты со временем теряли качество, потому что добавлялась в сплав лигатура из дешевого металла. К тому же Халифат поддерживал торговые отношения с соседними странами, а также внедрял свою валюту по всей территории государства.

У отдельных регионов не было возможности отказаться от дирхема. Денежное обращение на Руси плотно связано с монетами Халифата. Кроме того, со временем дирхемы стали поступать и на территорию Европы.

Конечно, из-за постоянного передела земель, а также устаревших технологий и несовершенных законов монеты со временем обесцениваются. Так и после периода расцвета дирхем наступил кризис. Это произошло в XI веке, и его связывают с тем, что месторождения добычи серебра исчерпали себя. Старые технологии добычи уже не смогли давать такой же объем выпуска монет, как раньше. А новые месторождения не обнаруживались.

Поэтому сначала в арабские дирхемы стали добавлять сплавы, что было вынужденным действием. А потом чеканка монет и вовсе прекратилась. Поступление денег на Русь со стороны Халифата перестало быть актуальным, и наступил период безденежья.

Что означает вид дирхема?

Нумизматы и историки считают дирхемами монеты диаметром до 30 мм, на которых находились арабские писания. Практически каждая научная статья, посвященная этим монетам, описывает способы их чтения. Шрифт куфи сегодня практически не употребляется, он видоизменился, но арабы могут разобрать, что написано на монетах. Шрифт является прародителем современного арабского, поэтому догадаться о значении цитат на деньгах несложно. Ну а для тех, кто не знает арабский, можно посоветовать метод визуального сравнения. Практически все нумизматы пользуются этим способом при оценке монет Халифата.

Подмечено, что в центре монеты находится цитата. После ее окончания могут быть надписи, связанные с правителем, а также место и год чеканки. Самым сложным для того, кто не знает арабского языка, является разбор начала строки. Поскольку строка идет по кругу, по ободу монеты, бывает сложно понять, с какого слова она начинается. Чтоб быстро ориентироваться с первого взгляда, нужно быть профессиональным нумизматом, работающим с арабскими дирхемами.

Даты в шрифте куфи тоже мало похожи с привычными цифрами или римскими числами, они имеют арабские корни, и их нужно разбирать по схожести в написании. Сама фраза может звучать так: «Во имя Аллаха отчеканен этот дирхем в Васите году 96». Причем отсчет лет в Халифате считается в годах хиджры. Хиджра — это побег пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. По христианскому времени это событие датируется 622 годом. Год хиджры отстает на 11 дней от солнечного года Земли.

А вот самым сложным заданием будет вычисление имя халифа или эмира, который отчеканил монеты, и города выпуска. Чаще всего эти данные располагаются в круговой надписи на ободе монеты справа и снизу. Но может быть и другое расположение. Поскольку имена всех эмиров не сохранились, а названия городов старинные и совершенно не похожи на современные, то задача практически нереальная для профессионала. А вот не слишком сложным будет нахождение фразы «во имя Аллаха», ведь она присутствует на каждой монете без исключения.

На арабских дирхемах нет номинала. Эти монеты оценивались исключительно по весу и стандартным размерам. Поэтому они были довольно удобны в обиходе. Сейчас такие монеты оцениваются нумизматами с исторической точки зрения, поскольку экземпляров таких монет сохранилось много, и особой ценности они не несут. Обыкновенную монету можно приобрести даже за три тысячи рублей. Подделывать дирхемы невыгодно не только из-за их стоимости, но из-за сложности чеканки и подражания арабскому шрифту.

Поэтому, если вы хотите поближе познакомиться с историей Халифата, можете приобрести такой экземпляр, поупражняться в арабском языке и узнать больше о древних культурах и взаимоотношениях государств.

Рекомендуем другие статьи