С момента появления денег государство старалось контролировать чеканку монет. Частные лица не имели доступа к штемпелям и к процессу создания денег. Что такое штемпель на монете? Так называют в нумизматике инструмент, которым чеканят деньги.
Монетное дело как раньше, так и сейчас жестко контролируется государством. Этим объясняется, что среди находок нет инструментов для изготовления денег. Их уничтожали с целью предотвращения появления фальшивых монет.
Штемпели всегда изготавливают парами — верхний и нижний. Они быстро изнашиваются, поэтому сначала делают маточник. Затем по образцу делают необходимое количество рабочих инструментов.
Производство штемпелей состоит из таких этапов:
- Создания модели.
- Изготовления маточника.
- Создания штемпелей с зеркальным изображением.
- Промежуточные этапы.
- Создание рабочих маточников (позитивов) и штемпелей (негативов).
На специальном станке нарезают заготовки. Следующий этап — отделка гурта. Затем заготовки обрабатывают химическим составом и полируют. После этого их сушат и отправляют на пресс.
Создание маточников для памятных экземпляров, которые раскупают нумизматы, — сложный процесс. Делают десятки эскизов для будущих коллекционных денег. Затем их отправляют на утверждение в Банк России. По утверждённому эскизу изготавливают штемпель для монет.
Сначала делают гипсовую модель в увеличенном виде. Для этого скульптор использует воск и пластилин. Как правило, это занимает несколько этапов. В результате получают модель с прямым и форму с обратным изображением.
Затем заготовка покидает мастерскую. Ее отправляют в производственный цех, где гипсовую модель сканируют и обрабатывают. Благодаря современным технологиям, получают объемную модель.
Специалист вырезает заготовку (прямое изображение) в натуральную величину. По ней изготавливают рабочий инструмент и чеканят монеты.
Сегодня при чеканке все процессы автоматизированы, но человеческий фактор важен. Если мастер не увидит изъяна на инструменте, партия будет забракована. Новые прессы работают в полуавтоматическом режиме. Чеканщики используют компьютерную программу на оборудовании.
Специалисты говорят о том, что заготовки лучше укладывать под пресс вручную. Максимальное усилие пресса — 360 тонн. При изготовлении крупных монет используют гидравлический пресс. Сложность возникает только при создании инструмента.
Штемпели готовят в инструментальном цехе и проверяют. Их дорабатывают, пока не получат качественный образец. Работа кропотливая и коллективная. В процесс вовлечены все — художники, скульпторы, инструментальщики, граверы.
После революции студия, где готовили медальеров, была закрыта. Сегодня эту школу возродили.
В Санкт-Петербурге открыт медальерный класс, где учатся студенты Академии художеств. Они изучают граверное дело и изготовление медалей. Руководителем мастерских назначили А. Бакланова, создателя денег, которые находятся сейчас в обращении.
Чеканка денег
В Греции и Риме в монетном деле применяли литье. От этого способа отказались и стали использовать только чеканку.
На древних экземплярах часто отсутствует изображение на оборотной стороне, а есть только углубления. Встречаются они разной формы — квадратные, прямоугольные и другие. Верхний инструмент состоял из одного или нескольких стержней, поэтому и получались такие углубления.
Он имел вытянутую форму, так как его держали клещами или руками. Нижний — закрепляли в тиски. Верхний — выходил из строя быстрее. До полного износа он выдерживал до 17 тысяч ударов, а нижний — 36. Орудие выполняли из бронзы и железа.
Изготовление инструментов для чеканки – сложная технологическая операция. Процесс создания углубленных изображений совершенствовали столетиями. Изготовление штемпелей было искусством. К работе допускались лучшие резчики.
Древние мастера имели задатки художников. Они изготовляли инструмент вручную и использовали в работе:
- пуансоны и резцы;
- нестандартные инструменты.
Схема чекана денег выглядела таким образом:
- Жестко закрепляли нижний штемпель.
- По разгоряченной заготовке били молотком.
Такая работа часто приводила к браку — если заготовка сдвигалась в сторону, то была плохо центрирована. Удар мог наноситься несколько раз, поэтому получались наложенные друг на друга изображения. Для изготовления крупных образцов использовали второго рабочего. Деньги чеканили ручным способом до конца XVIII века.
Процесс производства усовершенствовался с появлением новых станков и технологий:
- приспособления фальверк — конец XV века;
- пресса для вырубки монет — 1514 г;
- вальцевого станка;
- винтового пресса (балансира);
- станка со сменными штемпелями — середина XVII века;
- гуртильного станка — XVII век.
С помощью специального устройства поднимали бревно и укладывали заготовку. Затем устройство отпускали и чеканили монеты. В середине XVI века стали применять винтовой пресс и вальцевой станок. Затем вальцверк усовершенствовали сменными деталями.
С появлением машин отпала необходимость вырезать штемпели вручную.
Брак чеканки
Монеты имеют аверс и реверс. На аверсе находятся: герб, название страны, инициалы правителя. На реверсе — номинал денег, знак, год выпуска. Существуют браки штемпеля, которые коллекционируют нумизматы.
Если ошибки художников, скульпторов не заметили, они появлялись на деньгах. Потом эти инструменты изымали и дорабатывали. Чаще всего неточности появлялись во время политических и денежных реформ.
Браком штемпеля является:
- нестандартные размеры;
- следы проката;
- «чужой» металл;
- неправильная форма;
- дефекты химического состава;
- трещины;
- смещение относительно кольца;
- брак гурта.
Русская чеканка в XVIII веке была плохого качества. Медные экземпляры практически не контролировали, поэтому в обращении был брак. Коллекционеры собирают такие экземпляры. Их интересует хорошая сохранность монет. Если для серебра и золота грязь не так страшна, то для меди она может быть губительна.
На Московском аукционе в октябре 2016 был продан рубль 1705 года (перевернутая «Е» в обозначении) за 1,6 млн рублей. За 10 копеек 1976 года (без указания монетного двора) заплатили 900 тысяч рублей.