Какие бывают подсвечники из латуни и бронзы?

Подсвечники из бронзы и латуни могут стать украшением любого интерьера. Дизайнеры любят дополнять залы и комнаты подобными изделиями, желая придать торжественность обстановке. Но подобные изделия портятся, металл тускнеет и теряет свой блеск и цвет. Особенно если речь идет об антикварных изделиях, которые пользуются спросом. Так как избежать потускнений и сохранить изделие в неизменном виде?

старинный подсвечник

Подсвечник из бронзы

Веяния старины

Существует несколько разновидностей подсвечников, которые стоят достаточно дорого. Все они изготовлены из бронзы. Этот металл особенно ценился нашими предками, да и подсвечники были только у зажиточных граждан, которые не отличались экономией. Канделябры и подсвечники, а также другие изделия из бронзы украшали не только дома дворян, чиновников и царей, но и были частью интерьера храмов и церквей.

Изделия из бронзы были художественной ценностью и вводились в ранг искусства. Металл украшали драгоценными камнями, инкрустировали жемчугом, сочетали с золотом и позолотой. На сегодняшний день коллекционеры ценят:

  1. Этрусские подсвечники.
  2. Канделябры родом из Древнего Рима.
  3. Старинные изделия XI–XIV веков.
  4. Бронза периода Возрождения.
  5. Антикварные изделия стиля барокко.
  6. Антиквариат периода XVIII–XIX веков.
  7. Подсвечники XIX–XX века.

Первые подсвечники из бронзы появились еще до нашей эры. Спасибо за это стоит сказать культуре этрусков. Они делали крупные канделябры и подсвечники, стержень был высоким. Изделия из бронзы имели большую чашу для одной или нескольких свечей.

Особенностью этрусков было желание украсить бронзу фигурками животных и людей. Такие подсвечники очень красивые, большие и стоят достаточно дорого. Найти их можно только в музеях Западной Европы.

Канделябры из Древнего Рима отличались помпезностью. Они были еще крупнее и массивнее этрусских, а также имели крупный стержень и чашу. Изделия были выполнены в стиле Месопотамии. Имели подставку в форме треноги, предназначались для свечи из сала или воска. В целом римляне взяли все лучшее у культуры этрусков и дополнили. Сегодня эти изделия считаются культурным наследием, полюбоваться ими можно в музеях Вероны и Лондона.

В Средние века самые красивые статуэтки, канделябры и подсвечники мастера изготавливали для церквей. Изделия были крупными и длинными — высотой от 1,5 до 2,7 метра. Имелись также и переносные подсвечники, с которыми по церкви прогуливались монахи и другие священнослужители. Отличительной чертой таких изделий считалась покрытие из золота, которое наносили на бронзу. А также было принято украшать металл драгоценными камнями.

Эпоха Возрождения — это время изящества и красоты. В этот период облик подсвечника из бронзы существенно изменился. На изделиях появились завитки растений, фигурки ангелов, цветы и лепестки, которые сплелись в причудливую форму. Бронза стала изысканной, изящной и дополнилась ажурными завитками.

Не отличались изяществом бронзовые предметы утвари периода правления Людовика XIV. Причина в том, что интерес к литью из бронзы заметно угас. Умельцы увлеклись другими металлами: железом, медью и др. Латунь по химическим свойствам имеет сходство с бронзой, поэтому подсвечников из этих металлов немного, но они есть. Отличительной чертой изделия считается свободный дизайн, который не имеет никаких ограничений.

старинный подсвечник

Подсвечник из латуни

Антиквариат периода XVIII–XIX веков отличается хитросплетением линий. Рококо имеет свои особенности: прямые линии отошли на второй план, умельцы вновь заинтересовались бронзой и латунью и принялись экспериментировать. Они могли выполнить чашу для свечи в форме морской раковины, сочетать цветы с ажурным плетением, экспериментировать с объёмом. Также можно увидеть сходство с подсвечниками времен периода Римской империи.

XIX век ознаменовал себя тем, что осветительные приборы и их производство претерпело массу изменений. Искусство литья было поставлено на поток, в результате чего изделия обесценились, утратили уникальность. Но есть экземпляры, которые в этот период изготавливали под заказ. Подсвечники и канделябры отличались богатством и роскошью, бронзу дополняли слоновой костью, россыпью камней и украшали золотом.

Методы чистки

Реставрация изделий имеет ряд особенностей. Причина в том, что бронза — не самый износостойкий металл, она часто покрывается зелеными пятнами и разводами. Для того чтобы убрать с поверхности подсвечника или статуэтки загрязнения, можно использовать:

  • горох;
  • цикорий;
  • уксус, соль и муку;
  • лимонную кислоту и соду;
  • фланелевую ткань;
  • сукно и мел.

1) Кашица из гороха поможет убрать с поверхности латуни или бронзы грязь, налет и признаки окисления. Для этого стоит сварить горох таким образом, чтобы из него получилась каша. После кашу наносят на поверхность подсвечника и оставляют на 20–30 минут. Затем очищают металл от гороха при помощи воды и зубной щетки. После процедуры стоит просушить изделие, тщательно протереть его тканью.

2) Цикорий, как и горох, превращают в кашу, тщательно размешивают с теплой водой, а после наносят на утварь. Оставляют на поверхности металла на 30 минут, затем промывают изделие теплой водой и чистят при помощи щетки. Бронзу или латунь стоит протереть сухой тряпкой и дать подсвечнику высохнуть.

3) Смешивают в емкости муку и соль, после добавляют в смесь уксус и немного воды. Размешивают все до состояния пасты. Затем пасту наносят на металл, втирая ее в поверхность при помощи круговых легких движений. Чистка длится до 20 минут, после пасту смывают с поверхности изделия. Вытирают тряпкой, дают обсохнуть.

4) Сода и кислота лимона хорошо подходят для латуни, но могут убрать грязь и с поверхности меди и бронзы. Соду и кислоту смешивают, превращая в кашицу, потом полученное средство наносят на статуэтку, канделябр или подсвечник. Втирают средство в поверхность металла круговыми движениями. Оставляют предмет на 30 минут, а после промывают его под потоком теплой воды, вытирают насухо и полируют сукном или фланелью.

5) Иногда достаточно протереть металл фланелевой тканью — такая читка не поможет избавиться от сильных загрязнений. Но если проводить процедуру регулярно и не жалеть на это времени, можно получить неплохой результат.

6) Мелом натирают поверхность изделия, а потом протирают бронзу сукном. Это помогает убрать незначительную грязь с поверхности металла. Но вот от окислов и зеленых пятен такая читка не поможет.

На реставрацию подсвечник можно отдать специалисту. Он выполнит чистку и вернет бронзе блеск и цвет.

Но если такой возможности нет, то можно провести чистку бронзовых или латунных подсвечников с помощью химических реагентов:

  1. Аммиак.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Этиловый спирт.
  4. Зубная паста.
  5. Ацетон.

1) Аммиак стоит растворить в воде и этим раствором натереть подсвечник. Такая чистка подойдет для латуни и бронзы. Если грязь не поддается удалению с первого раза, процедуру можно повторить через несколько минут. Но стоит иметь в виду, что реагенты могут негативно воздействовать на металл.

2) Нашатырный спирт нередко используют для чистки ювелирных изделий. Украшения натирают нашатырём, то же можно сделать и с бронзой. Подсвечник погружают в раствор и оставляют его там на несколько минут. После поверхность металла вытирают насухо и полируют.

3) Этиловый спирт или водку, так же как и нашатырь, используют для чистки домашней утвари. Спирт наносят на фланель или сукно, и тщательно протирают тканью подсвечник или канделябр. В результате грязь уходит, снимается налет, а бронза или латунь начинают блестеть и играть на солнце.

паста зубная

Зубная паста

4) Чистить бронзу можно и при помощи зубной пасты и обычной щетки. Можно выбрать отбеливающую пасту, нанести ее на ткань или щетку и начать процедуру. Когда чистка закончится, нужно смыть с поверхности изделия пасту. Если загрязнения сильные, то пасту необходимо оставить на несколько минут или даже полчаса. Потом промыть подсвечник под потоком воды, вытереть насухо и отполировать сукном.

5) Можно использовать и ацетон, но такой метод чистки может привести к нежелательным последствиям. Небольшое количество ацетона наносят на тряпку и протирают им латунь или бронзу. Перед проведением процедуры подсвечник стоит промыть, вытереть и устранить с его поверхности незначительные загрязнения.

Стоит помнить о том, что перед началом чистки изделие всегда стоит промывать теплой водой с мылом — нередко этого вполне достаточно для того, чтобы вернуть бронзе блеск.

Антиквариат трогать не советуют, тем более не рекомендуют использовать для чистки таких изделий реагенты. Нанесение химикатов может привести к тому, что после чистки частицы реагента испортят металл. Реакция может протекать медленно и незаметно, но в конечном счёте на поверхности подсвечника, канделябра или статуэтки появятся пятна, избавиться от которых будет сложно.

Профессиональная реставрация включается в себя не только чистку изделия из латуни или бронзы, но и восстановление покрытия. В результате чего поверхность подсвечника выглядит, как новая. Некоторые реставраторы наносят на поверхность изделий специальный лак — это помогает защитить бронзу или латунь от агрессивного воздействия внешней среды.

Рекомендуем другие статьи