Происхождение и алгоритм покрытия перегородчатой эмалью

В ювелирном искусстве существует немало нарядных техник. И одна из них — перегородчатая эмаль. По системе изготовления — это переплетенные по контуру серебряные проволочки, в которые заливается эмаль. Рисунки внутри перегородок могут быть самыми разными. Это зависит от мастерства ювелира: чем нежнее и ажурнее рисунок, тем изделие будет дороже и красивее выглядеть.

изделие с перегородчатой эмалью

Украшения с перегородчатой эмалью

История появления техники

Техника зародилась в Древнем Египте и постепенно проникала в другие страны Азии и Ближнего Востока. Изделиями с применением перегородчатой эмали славились киприоты. Но в совершенстве это искусство постигли в Китае. На сегодняшний день страны Азии и Ближнего востока продолжают изготавливать изделия с применением этой техники. Она считается дополнением к «королям» изделия — драгоценным камням.

Так было принято, что чем ярче и насыщеннее выглядит украшение, тем оно красивее. Минималистичной эту технику нельзя назвать. Перегородчатая эмаль имеет другое название, которое сохранилось до сегодняшнего дня — «минанкари». Это слово имеет индийское происхождение.

В каждой стране техника изготовления таких украшений отличалась. И если в Индии любили украсить минанкари камнями, то в Китае, наоборот, методика была более сдержанной и точной и называлась «клуазоне». На изделия наносились четкие рисунки с помощью эмали, и композиция приобретала практически типографский вид.

Единственное дополнение в таких украшениях было литье. Отливали чаще всего фигурки мистических животных. А вот нежелание использовать камни обосновывалось тем, что они со временем опадали от изделия, а перегородки с рисунком держались долгое время. Сохранились образцы таких украшений, датированные XIV веком.

изделие с перегородчатой эмалью

Кольца с перегородчатой эмалью

На территории Европы и России техника появилась в XVI-XVII веке. Она также несколько трансформировалась и получила название «витражная эмаль». Таким видом искусства занимаются до сих пор. Поэтому многих искусствоведов и художников интересует в первую очередь техника перегородчатой эмали. По характеристикам процесса она более трудоемкая, чем сложная в исполнении.

Если изделие делал новичок, зная технику, то все отличие будет заключаться в точности и ажурности линий. Суть методики заключается в заливке эмалью перегородок между проволочками и дальнейшем обжигании и просушке украшения.

Изготовление изделий по этой методике

Но если представлять подробный алгоритм, то в нем выделяют такие этапы:

  • На бумаге рисуется эскиз. Далее его нужно перевести на изделие из металла. Сделать это можно с помощью копирки или белой гуаши. Нарисованный эскиз еще не означает, что картинка получится именно такой. На этой стадии можно легко исправить рисунок. После того как произведены все корректировки, эскиз нужно закрепить чертилкой.
  • Изготовление заготовки — довольно трудоемкий момент. Все заключается в том, что с помощью чеканки и надфиля нужно вырезать изделие лобзиком точно по эскизу. Нетренированным мастерам этот этап покажется наиболее сложным.
  • Полученную заготовку следует прокалить и отбелить в кислоте. А после этих действий покрыть слоем прозрачной эмали и снова обжечь в печи при температуре 800 градусов. Сделать это в домашних условиях сложно без специального приспособления.
  • На бесцветную эмаль с помощью специального клея приклеивается проволока из серебра 999 пробы. Это не слишком тяжело, поскольку чистое серебро — мягкий и пластичный металл. А придать ему форму можно с помощью плоскогубцев и пинцета.
  • После прикрепления проволоки по контурам, получившиеся ячейки заливают эмалью. После этого нужно дать время для того, чтоб перегородчатая эмаль застыла. Потому что следующее действие будет связано с обжигом в печи и нельзя туда класть украшение с влажной краской, поскольку она начнет закипать. Для конечного обжига понадобится минута времени в печи при температуре 800 градусов. Остыть изделие должно самостоятельно и постепенно.

Поскольку ячейки получаются плотными, эмаль не должна перетекать из одного отсека в другой. Можно спокойно насытить изделие разными цветами. Но лучше это сделать после того, как один отсек остынет. То есть алгоритм придется выполнять заново для каждого цвета эмали.

изделие с перегородчатой эмалью

Шкатулка с перегородчатой эмалью

А вот витражная разновидность искусства заключается в том, что перегородчатая эмаль не имеет дна. То есть если поднести такое изделие на свет — оно будет просвещаться. Изготовить изделие по этой технике намного сложнее. Поэтому часто в богатых дворцах можно было найти витражи не только в изделиях, но и в предметах интерьера.

Именно трудоемкость процесса и сделала технику не только уникальной, но еще и дорогостоящей. Все изделия выполняются вручную. Поэтому массового распространения перегородчатая эмаль не нашла. Искусственно можно только подделать изделие, например, если отлить ячейки в металле заранее. Но даже по внешнему виду можно будет отличить перегородчатую эмаль от других техник:

  • проволока из серебра должна быть тонкой и полностью просматриваться по всей длине украшения;
  • рисунок ажурный и тонкий;
  • стоимость изделия высокая.

Изделия, выполненные в такой технике, трудно найти в крупных заводских магазинах. Чаще всего они выполняются под заказ, и в итоге вы получаете уникальное изделие. Вы можете заказать узор любых оттенков и форм, подходящий под ваш интерьер. А также стоит поискать перегородчатую эмаль на аукционах, сборах и форумах ювелиров. В коллекциях модных домов также могут выпускать такие изделия, правда, в этом случае придется доплатить еще и за бренд.

Рекомендуем другие статьи