Что означают и сколько стоят китайские болванчики?

Одно из необычных направлений в коллекционировании фарфора — собирание китайских болванчиков. На фигурки, у которых двигаются кисти рук и головы, европейцы обратили внимание три столетия тому назад. Впервые китайский болванчик в качестве декора появился во Франции, когда в моду вошло всё китайское: зонтики, веера, лаковые сундуки и комоды, ширмы и фарфор.

Стиль шинуазри (от chinoiserie, дословно с фр. «китайщина») быстро распространился по всей Европе. Странные статуэтки стали появляться в светских гостиных.

игрушка болванчик

Китайские болванчики

Китайский болванчик — непременное украшение интерьера салона знатной дамы XVIII века, в начале XIX века он служил декором в домах горожан средней руки, а в конце позапрошлого столетия стал считаться признаком мещанского вкуса. Просто их стали выпускать чересчур много. Но в начале XX столетия стиль шинуазри снова вошёл в моду, и болванчики опять появились в светских гостиных. Но ценились, конечно, старинные статуэтки.

И антиквариат, и ширпотреб попадал в дома европейцев вовсе не из Китая. Китайских болванчиков из фарфора производили многочисленные мануфактуры Германии и Великобритании.

В начале XVIII века изделия из Китая стоили баснословно дорого, и позволить себе купить китайские статуэтки могли далеко не все знатные особы. К тому же китайцы вряд ли охотно продавали статуэтки, так как они служили олицетворением смеющегося Будды — символом избавления от страданий земного бытия.

Но европейцы, копируя стиль китайцев, не особо вникали в философию и религию Востока. Им нравились китайские болванчики как предмет декора. Поэтому вскоре на рынке появились псевдокитайские статуэтки. Первыми их начали делать на Мейсенской мануфактуре.

Художник Иоганн Иоахим Кендлер смоделировал фигурку китайского болванчика. Как и у китайских оригиналов, кисти рук и голова, закреплённые на металлических стержнях, подвижны. Изображение фигурки могло быть совсем иным, посерьёзнее, но директору мануфактуры Генриху фон Брюлю нравились юмористические вариации изображения Будды.

Серия болванчиков называлась «Пагода». Название вовсе не условное, в XVIII веке французы и немцы называли так фигурки китайцев и китаянок. Только позднее этот термин стали применять к многоярусным сооружениям.

Статуэтки хорошо покупались. Например, король Пруссии Фридрих 2 заказал десять китайских болванчиков. Их выпускали на мануфактуре на протяжении всего XIX столетия. Существовали экземпляры немаленького размера. Например, в Мейсене одно время выпускали фигурки, высота которых составляла 55 см. Кроме качающихся головы и рук, у статуэтки ещё высовывался язык.

Фигурки выпускались парами: мужчины и женщины. На этот факт почему-то не обращают внимание российские салоны антиквариата, именуя все фигурки подряд болванчиками или Буддами, а вот на зарубежных интернет-аукционах делается различие. Фигурку женщины можно отличить по собранному пучку волос на голове и чуть более выпуклой груди. У женской фигурки часто обнажено одно плечо, а вот лица практически неразличимы. Для коллекции лучше приобретать парные статуэтки. Они больше ценятся.

Вслед за мануфактурой в Мейсене болванчиков стали выпускать фабрики в Дрездене, Франкфурте, Неаполе и многих других городах Европы.

На Мейсенской мануфактуре продолжают изготавливать болванчиков и в настоящее время. Выпускается три варианта фигурок — высотой 32 см (весом 8970 грамм), высотой 21 см (весом 2111 грамм) и высотой 16,5 см (весом 865 грамм).

Выпускали болванчиков не только из фарфора, но более дешёвого материала — фаянса, дерева, папье-маше и пр.

Стоимость

Хотя в XIX веке китайский болванчик был не редкостью и встречался почти в каждом городском доме, в наше время найти крупную, в хорошем состоянии статуэтку — большая удача. Например, мейсенский «гигант» (ростом 55 см) с высовывающимся языком стоит 15-20 тысяч долларов. Болванчик начала XIX века ростом 30-20 см, у которого до деталей выписан костюм, может стоить 5-7 тысяч долларов.

Современные мейсенские реплики также стоят недёшево. Их выпускают всего по 50 штук в год, производство одной фигурки длится полтора месяца. Статуэтка ростом 32 см продаётся за 9 тысяч евро, 16-сантиметровая — за 8 тысяч.

Поздние реплики конца XIX века малоизвестных мануфактур можно найти за 300-500 долларов. Они во многом повторяют мейсенские фарфоровые фигурки, но у них не так подробно расписан костюм.

Антикварные болванчики из Китая и Японии в хорошем состоянии стоят дорого, так как их сохранилось довольно мало в Европе.

Значение

В Поднебесной китайский болванчик ставился на вершину пагоды. Позже его ставили в домах: считалось, что он приносит удачу, помогает избавляться от болезней и страданий.

В Японии считалось, что фигурка умеет предсказывать землетрясения. Действительно, при малейших сотрясениях, она начинала кивать головой.

Фарфоровая фигурка с изображением радостно улыбающегося человечка будет вовсе не лишней в современном доме. Хотя китайский болванчик — это не совсем Будда, а его новое олицетворение – переродившийся Митрейя (по-китайски Ми-Ло-Фо).

Смеющийся Будда — это символ радости и процветания. Счастливый Будда — самый популярный символ фэн-шуй. Считается, что наличие фигурки в доме прогонит стрессы, проблемы, злость и печали. Он также благоприятно влияет на восстановление энергии Ци и борется со злом и неудачами. Будда с улыбкой на устах — символ счастья и удачи, покровитель детей.

По примете, чем дольше качается голова и ручки фигурки, тем больше богатства и благополучия будет в доме. Считается, что лучше всего поставить статуэтку на видном месте: тогда она непременно принесёт счастье и удачу в дом.

Рекомендуем другие статьи