Миф о Леде и лебеде в работах художников и поэтов

Леда и лебедь — это мифологический сюжет, который нашел отражение в работе художников и поэтов. Представляет собой историю, в которой рассказывается о том, как дочь царя Леда покорила своей красотой Зевса. Поскольку у Леды был муж, Зевс принял образ лебедя и соблазнил Леду. Сюжет с эротическим подтекстом на протяжении многих веков вдохновлял и привлекал поэтов, художников и создателей гравюр.

Леда и лебедь

Картина «Леда и лебедь» пера Леонардо да Винчи

Отражение в живописи

В период эпохи Возрождения сюжет мифа привлек сразу трех художников, которые в различное время создали три полотна. К сожалению, до наших времен дошло только одно, и то его состояние оставляет желать лучшего.

Живописцы эпохи Возрождения, которые написали картины по сюжету мифа Леда и лебедь:

  1. Леонардо да Винчи.
  2. Микеланджело Буонарроти.
  3. Антонио да Корреджо.

В начале XVI века Леонардо да Винчи привлекает сюжет мифа Леда и лебедь. Чтобы изобразить на полотне прекрасное женское тело и белоснежную птицу, воплощение красоты и нежности. Набросок картины появился в 1504 году, на нем Леда представлена с полусогнутыми коленями, а ее тело обвивают крылья птицы.

Но в окончательной версии мастер изобразил женщину стоящей, Леду обнимал черный лебедь, а у ног красавицы находилось потомство, которое вылупилось из яиц. С картины сохранилось несколько копий, наилучшим качеством могут похвастаться экспонаты, представленные в Уилтон-хаусе и Уффици.

Существует три разновидности полотна. В первый раз Леонардо изобразил женщину сидящей, во второй раз — с согнутыми коленями, в объятиях птицы. Но в конечном счете на полотне появилась Леда, стоящая в объятиях черного лебедя.

Картину Микеланджело писал в уединении, желая преодолеть внутренние противоречия. Мастер изобразил сам процесс совокупления, в результате чего полотно получилось достаточно откровенным. Леда и лебедь писалась под заказ, но после живописец передумал и продал картину своему ученику. Он увез полотно во Францию, где продал его королю Франциску.

Но в 1643 году картина была уничтожена Сюбле де Нуайе, ярый католик посчитал, что картина «Леда и лебедь» слишком сладострастна.

Полотно Микеланджело пользовалось популярностью в Италии. Поэтому было создано несколько копий, две из которых сделал Рубенс. Полотно Микеланджело современниками воспринималось как манифест, у мастера была склонность к драматическому действию и вытянутости форм.

Леда и лебедь

Полотно работы Микеланджело

Пострадало также и полотно Антонио да Корреджо, его сильно изрезали ножом в порыве ревности. На картине была изображена Леда, которая совокуплялась с птицей в триумфальной колеснице, ее окружала толпа зевак. Поскольку полотно было сильно испорчено, его переписывали несколько раз.

Если обратиться к мифу, то его сюжет имеет несколько трактовок, по одной из них у Леды и Зевса появилось четверо детей, которые «вылупились» из яиц, по другой — двое или трое, а по третьей — Леда просто нашла яйцо и сохранила. Она не являлась матерью Елены, но когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала ее как родную дочь. В то время как матерью Елены, из-за которой впоследствии пала Троя, была греческая богиня Возмездия.

В литературе

Свое отражение история нашла и в литературе. Поэты вдохновлялись мифом, описывая в стихах взаимоотношения женщины и бога в обличии птицы.

Одним из поэтов, которого увлекла история, был Александр Сергеевич Пушкин, создавший в 1814 кантату под названием «Леда», позже появилось творение Баратынского с аналогичным названием, произошло это в 1824 году.

Эротическая трактовка мифа свойственна легкой французской прозе периода XVIII века.

В 1924 году Уильям Йейтс создал одну из самых известных трактовок XVIII века. В процессе работы над сонетом поэт поднял вопрос о том, увидела ли Леда в лебеде бога и ощутила ли его духовное присутствие, а также смогла ли она прочувствовать дальнейшую судьбу своей дочери Елены, падение Трои и другие трагедии. История Йейтса идет в контексте размышлений, которые приправлены ноткой трагичности.

Однозначно можно сказать, что миф о связи женщины и птицы на протяжении долгого времени волновал как поэтов, так и художников. Печально, что картины Леонардо и Микеланджело были восприняты обществом иначе и впоследствии были уничтожены.

Рекомендуем другие статьи