Различные техники выполнения гравюр на дереве

Гравюра на дереве по-другому называется ксилографией. Это название произошло с греческого языка, где «xylo» обозначало древо, а «grapho» — пишу. Но эта методика могла стать популярной только в том случае, если материал, на котором может быть напечатана гравюра, был бы относительно дешевым. И с появлением такого материала, в частности, бумаги, в Китае и начал развиваться данный вид искусства. Это происходило с XIII века в Европе, а пик расцвета гравюры пришелся на XV-XVI века.

деревянная гравюра

Гравюра на дереве

Как выполняется классическая гравюра на досках?

Поскольку штрихи при выполнении этой методики получались четкими, и сам оттиск был насыщенным, такую печать называли высокой. Ксилография — наиболее ранняя техника печати графики. Суть метода заключалась в поочередном выполнении действий:

  • Изначально брались доски продольного распила, сделанные из груши или бука.
  • На отшлифованную поверхность доски наносился рисунок или печатный текст. На бумагу он переносился зеркальным изображением, что также добавляло трудностей при вырезании.
  • Рисунок как бы вырезался по линиям, а сам штрих оставался, фон вырезался стамесками на глубину 2-5 мм.
  • Потом доску заливали краской и делали оттиск. При печати рисунок получался темным, а фон — светлым. Для обрезания слоев дерева нужны стамески, долота разной глубины, тогда рельеф получится более насыщенным. После нанесения на краску белого листа делается оттиск, его интенсивность зависит от слоя краски. Чем больше оттисков сделано, тем цвет будет менее насыщенным. Такой вид гравюры по дереву назывался обрезным. К тому же раньше резчик по дереву и автор рисунка были совершенно разными людьми, поэтому гравюра зависела от мастерства обоих. Иногда первоначальный рисунок совершенно не соответствовал полученной гравюре. Поэтому обрезная гравюра начала постепенно терять поклонников такого вида искусства.

Данная процедура отдаленно напоминает принципы современной типографии. И не зря, поскольку именно таким образом печатали первые книги. Сначала создавалась объемная форма на дереве — матрица, — с которой постом перепечатывали книги. Это продолжалось до литографии. Для литографии затрачивалось меньше времени, но четкость текста получалась хуже. Поэтому если нужны были максимально насыщенные красивые буквы, тогда возвращались к гравюре по дереву.

Старые доски, с которых отпечатывалась гравюра, не сохранились до наших дней. Они были очень ломкими, несмотря на деревянное происхождение. Вырезанные линии оказались слишком хрупкими и недолговечными. От большого тиража они начинали ломаться и, таким образом, в рисунке или тексте образовывались пустоты и неровности. А вот уже напечатанные издания по такому методу сохранились до наших дней. Эти раритеты находятся в библиотеках Британии и датируются 868 годом.

Усовершенствованная методика

Поскольку основным инструментом для ксилографии оставалось дерево, оно имело свои волокна. Порой эти волокна также отпечатывались на рисунке, да и сама гравюра получалась резкой и жесткой. А в искусстве художники больше предпочитали видеть плавные тона и переходы.

инструмент для гравировки

Ножи для выполнения гравюры на дереве

Чтоб исправить эти факторы, художник Томас Бьюик примерно в 1780 году предложил другой способ гравирования. В качестве материала он использовал то же дерево, но вот спил уже брал поперечный. Так и появилась торцовая гравюра, в которой волокна дерева уже не отпечатывались на бумаге. Удаление ненужных фрагментов, которые не будут отпечатаны в данной методике, выполняется множеством способов, а не только срезанием. Форму можно придать царапаньями, точками, штрихами.

В общем фактура у такой гравюры может быть практически любой. Поэтому она использовалась не только для печатания книг, но еще и для репродукции художественных картин. Поэтому второе название методики — репродукционная.

Для торцовой гравюры используют и специальные инструменты — штихели. Это такие ножички из стали, заточенные под углом 45 градусов, длиной примерно 10 сантиметров. Поэтому на изображении получаются линии разной толщины. Для такого вида искусства лучше всего подходит самшит. Но дело в том, что это дерево медленно растет и сейчас запрещено к вырубке. А еще в таком способе невозможно добиться естественным путем большого размера картинки из-за размеров ствола дерева.

Поэтому художникам приходилось склеивать вместе несколько досок. Кстати, такой материал более долговечен, чем продольные доски для гравюры. Тираж может доходить до пяти тысяч экземпляров с одного куска дерева, при этом мелкие части не будут отламываться, как в предыдущем способе.

Есть еще один вид гравюр — цветное изображение. Такая методика называлась «Кьяроскуро». Название имеет итальянское происхождение и в переводе означает «светотень». Это не совпадение, поскольку именно в Италии зародилась техника в мастерской Уго да Карпи. Позднее она обрела популярность в работах японских художников Китагавы Утамаро и Кацусики Хокусаи.

Сначала по методике использовали несколько досок: на одни наносили темные тона, а на другие — светлые. Отпечатывали такую гравюру поочередно начиная с темных оттенков. Процедура достаточно трудоемкая и переход цветов получался резкий. Потом художники начали экспериментировать с нанесением нескольких тонов на дерево одновременно и добивались интересного смешения оттенков.

Множество способов, которые используются при изготовлении гравюр на дереве, делают этот вид искусства идеальным вариантом как для обучения новичков, так и для усовершенствования мастерства профессиональных художников.

Рекомендуем другие статьи